Выпуск №34. Современный Иран (июль 2014)

Выпуск №34. Современный Иран (июль 2014)

Июль стал роковым для шаткого мира на Ближнем Востоке: Израиль, использовав то обстоятельство, что мир занят событиями на Украине, начал «зачистку» сектора Газа, устроив настоящую бойню для палестинцев. Кроме того, конфликт, искусственно раздутый Западом в Сирии, рикошетом ударил по Ираку, где Америка, как ей казалось, надолго навела порядок. Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», получив дополнительное финансирование от саудитов и катарцев, резко увеличила свою численность и вторглась в Ирак. Столь сложная обстановка оказалась в эпицентре внимания очередного, 34-го номера журнала «Современный Иран».

«Израильские вооруженные силы должны получить Нобелевскую премию мира за их «невообразимую сдержанность» при проведении операции в секторе Газа», − заявил на днях посол Израиля в США Рон Дермер. Вашингтон традиционно покрывает «неистового» Биби Нетаньяху, практически все страны Европейского Союза поддакивают ему, аравийские монархии, напрочь забыв об идеях справедливости и исламского единства, которые все это время на крови палестинцев плетут собственные интриги, на этот раз открыто встали на защиту Израиля. Но как бы там ни было идеология «Аль-Кудс», провозглашенная аятоллой Хомейни тридцать пять лет назад, все уже неумолимо разрушает «Нерушимый утес» израильской исключительности. Об этом, как и причинах нынешней карательной операции Израиля против палестинцев – в статье «Израильская агрессия и иранская бомба «Аль-Кудс».

Бойни в Газе стали регулярным повторяющимся событием. Относительно большой была бойня в декабре 2009 − январе 2010, была и в 2012, и это не считая небольших вспышек – бомбежек и артобстрелов. Политику Израиля в секторе Газа можно сравнить с криптиями древних спартанцев – те время от времени устраивали облаву и резню илотов, тамошних палестинцев, чтобы те не подымали нос, слушались и радовались, что остались живы. Главная цель израильских криптий – физическое уничтожение активных лидеров Палестины, чтобы легче было властвовать над остальными. Детали этой бойни и отношение к ней мирового сообщества раскрываются в материале «Небесная тысяча».

Дополнительным вызовом для Тегерана явилось и де-факто возникновение независимого Курдистана, до правового оформления которого остались считанные месяцы. В государстве курдов, которое вот-вот возникнет на осколках Ирака, заинтересованы многие внешние силы – США, Турция, Израиль, крупнейшие транснациональные корпорации, занятые добычей нефти. А вот для Тегерана независимый Курдистан – это головная боль, источник проблем, серьезность которых станет очевидной уже в самое ближайшее время. Анализ вызовов, возникающих в связи с независимостью Эрбиля – в материале «Независимый Курдистан: проблемный проект для Тегерана».

Нельзя не заметить, что «иранская» тема последнее время всё чаще стала появляться на страницах СМИ. Логика здесь понятная. С одной стороны, Евросоюз понял, что иранский газ — это фактически единственная возможность снизить объём российских поставок. Естественно, этот вариант отчасти устраивает и Соединённые Штаты (по крайней мере, те группы, которые готовы к разморозке отношений с Ираном). Тем более и там понимают: неопределённо долго сохранять режим санкций не получится. И если иранский газ всё равно выйдет на рынок — то пусть хотя бы послужит снижению зависимости Евросоюза от России. Состоится ли этот сценарий? Ответ на данный вопрос рассматривается в статье «Куда пойдет иранский газ: тест на геополитические амбиции Тегерана».

Сложности положения Исламской республики, тем не менее, ведут к достаточно парадоксальной ситуации. Тегерану, пусть еще и не полностью, но удалось прорвать международную изоляцию, в которую его загонял режим калечащих санкций, установленный Западом. Тем не менее, динамика развития российско-иранских отношений пока, что называется, «не дотягивает» до уровня стратегического партнерства. Что же настораживает иранскую сторону? Что мешает Тегерану видеть в Москве надежного политического и экономического партнера? «16 причин иранского недоверия к России» - так называется материал, в котором предпринята попытка анализа разделяющих нас обстоятельств.

Скоро должны завершиться переговоры между «Шестеркой» и Ираном по иранской ядерной программе, в результате которых последует полное снятие финансовых и торгово-экономических санкций с ИРИ, введенных в свое время по инициативе Запада. Очевидно, что с учетом огромного экономического потенциала Ирана, крупнейшие международные корпорации с нетерпением ждут этого момента, чтобы получить супервыгодные и масштабные контракты на восстановление, модернизацию и развитие экономики ИРИ. При этом обращает на себя внимание, что российские компании что-то не слишком спешат к развитию торгово-экономических отношений стратегического партнерства, как, впрочем, не проявляет особой активности и иранская сторона. Так «Могут ли Россия и Иран стать стратегическими партнерами?» - задается вопрос в одноименной статье.

Два материала нынешнего номера посвящены итогам венских переговоров шестерки международных посредников с Ираном по ядерной программе. Сегодня на переговорах «шестерки» с Ираном объявлен перерыв. Обязательства сторон до 20 июля договориться о снятии экономических санкций с Ирана в обмен на гарантии мирного характера его ядерной программы не выполнены. Следующая встреча переговорщиков ожидается в августе, окончательное соглашение должно быть выработано не позднее 24 ноября 2014 года. «На этот день и переносится «красная черта», за которой мы станем свидетелями или редкого в наши дни триумфа здравого смысла политиков ведущих стран мира, или снова убедимся в непоколебимости однополярного мира, где всем правит Америка» - говорится в статье «Иран снова прошел американский «дедлайн».

Собственно, наивным было бы надеяться, что договоренности о выработке удовлетворяющей всех формулы гарантий мирного характера иранской ядерной программы к 20 июля нынешнего года, достигнутые шесть месяцев назад в Женеве между «шестеркой» и Ираном, будут исполнены точно в срок и приняты «день в день». Но, в отличие от прошлых лет, эта, нынешняя пауза в переговорах, похоже – финальная. Подробности – в материале «Венская пауза и треугольник Москва – Тегеран - Вашингтон».

Москва готовится к жесткой конфронтации с Западом, как минимум, и к отражению силой вооруженных провокаций НАТО и ее украинских марионеток, как максимум. По словам Владимира Путина, кризис отношений России и Запада вышел на принципиально новый уровень, где трагедия с малазийским самолетом становится лишь одним из его эпизодов. В этих условиях России необходим решительный поворот в сторону Ирана, считает автор статьи «России пора выйти из режима антииранских санкций».

В нынешнем многополярном мире даже очень крупной мировой державе трудно проводить эффективную внешнюю политику и обеспечивать свои национальные интересы, будь то политические, военные или экономические, без опоры на дружественные страны или просто партнеров. Причем, речь идет не только о двустороннем взаимодействии, но и об участи в глобальных и региональных организациях. И уж тем более это актуально для региональных держав, одной из которых является Иран. Одним из возможных вариантов решения внешнеполитических проблем Тегерана могло бы стать «Вступление Ирана в ШОС и БРИКС». Все «за» и «против» такого шага анализируются в одноименном материале.

И, в завершение, несколько необычная тема поднимается в статье «О переносе выходного дня с четверга на субботу в Иране». Как известно, практически во всем мире выходными днями являются суббота и воскресенье, а в Исламской Республике Иран, как и в некоторых странах мусульманского Востока, таковыми являются четверг и пятница. Вроде бы – мелочь, вроде бы – национальная и конфессиональная специфика, но цена этой «мелочи» составляет, ни много, ни мало, а сотни миллиардов долларов ежегодно из-за несовпадения графика работы бирж, финансово-банковской системы, таможни, государственных структур, бизнеса и деловых кругов Ирана с мировым сообществом. Перенос выходных дней – это далеко не мелочь, ведь именно с изменений в календаре, приведения его в соответствие с потребностями времени, начинались великие перемены при Юлии Цезаре в Древнем Риме, при Петре Первом в России и при Малик-шахе в самом Иране.

Словом, круг тем, поднимаемых в очередном, 34-м номере «Современного Ирана» традиционно широк. И редакция журнала продолжает работать над тем, чтобы интересный и познавательный диалог издания с читательской аудиторией по самым острым и актуальным проблемам был продолжен. Так что – до новых встреч, а точнее – до следующего номера!

Современый Иран, №34