Выпуск №18. Современный Иран. (март 2013)

Выпуск №18. Современный Иран. (март 2013)

Очередной, восемнадцатый выпуск журнала «Современный Иран» отражает важнейшие события вокруг Исламской республики и на Ближнем Востоке, происходившие в марте нынешнего года. Материалов в номере гораздо больше, чем это представлено в данном обзоре, но мы остановимся на некоторых, наиболее острых из них.

Иранская ядерная программа теряет в глазах западного общественного мнения, в глазах части западной политической элиты черты «абсолютного зла». Все чаще на Западе раздаются голоса о том, что, собственно, в иранской ядерной программе нет ничего апокалиптичного для остального мира, что этот вопрос не является главной угрозой существования «прогрессивного человечества». Что, в конце концов, нужно признать право Ирана на мирный атом и уйти от противостояния, которое, как оказалось, не носит критического характера ни для политического строя Исламской Республики, ни для ее экономики. Анализу переговорного процесса Группы 5+1 посвящен материал «Иран и уран: переговоры в Алма-Ате безрезультатны, но перспективны».

Среди союзников тех же США, которые любят обвинять Иран в авторитаризме, диктатуре и недемократичности, имеются государства, где большинство граждан не только не представлено в достаточной степени в политической жизни, но и, фактически, находится на положении темнокожего населения Южноафриканской Республики середины 20 века. Наиболее ярким примером в данном ряду является Бахрейн. Как и любой «уважающий себя» диктатор и тиран, король Хамад активно использует в своих целях и образ внешнего «врага», в роли которого предстает Иран. О сегодняшнем дне шиитов Бахрейна и протестном движении в островном королевстве – в материале «Шииты Бахрейна – угнетенное большинство».

Продолжается «война санкций» против Исламской республики. Сегодня Иран продолжает сталкиваться с трудностями вокруг поставок своей нефти на внешние рынки. Запад нашёл «болевую точку» Тегерана и теперь шаг за шагом склоняет его крупнейших нефтяных партнёров к пересмотру действующих контрактов. Особое внимание на нынешнем этапе уделяется Индии, занимающей вторую строчку в списке главных импортёров иранской нефти. Открыто давить на Индию ни США, ни, тем более, иные субъекты из евроатлантического лагеря не могут. В ход идёт тонкая игра по демонстрации Нью-Дели плюсов от сотрудничества с Западом и прежде всего с США. О тонкой игре по демонстрации Нью-Дели плюсов от сотрудничества с Западом и прежде всего с США в случае присоединения к антииранским санкциям – в статье «Пожелания США И отклики Индии: «стратегический диалог» против Ирана в действии».

Надуманность санкций становится все более очевидно, что подтверждают и специальные службы США. За несколько дней до ближневосточного визита Обамы директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер-младший представил комиссии конгресса ежегодный доклад разведывательного сообщества с оценками угроз и вызовов для безопасности Соединенных Штатов. В частности, о том, что Иран ведет скрытые разработки оружия массового поражения (о чем любят намекнуть некоторые эксперты МАГАТЭ) в документе говорится: «мы считаем, что Иран не производит оружейный уран, и не в состоянии осуществлять эти работы таким образом, чтобы данное производство не было обнаружено». Эта фраза начисто перечеркивает имеющую место быть озабоченность МАГАТЭ некими «секретными работами на секретных объектах Ирана», более того, заставляет задумываться об ангажированности и слабой профессиональной подготовке «международных экспертов». В вашингтонских элитах достигнут консенсус о том, что вопрос о военной акции США в отношении Ирана в ближайшее время не стоит, а вопрос об иранской ядерной угрозе Вашингтоном всерьез не рассматривается. Что остается Израилю в виду этакой индифферентности США? Ответ на этот вопрос – в материале «Новый доклад разведсообщества США: От Ирана не исходит угроза».

Но признавая очевидное, Запад ни на минуту не забывает, что Исламская Республика Иран является самым главным его врагом. С самого начала революции в 1979 году США тратят колоссальные средства для уничтожения исламского Ирана. О степени ненависти врагов Ирана как нельзя лучше говорят их планы. Ядерная проблема Ирана в последние годы стала первым фронтом «мягкой войны» Ирана и Запада. Всю серьезность проблемы можно осознать, рассмотрев прошлое внешней политики США. В конфронтации с Советским Союзом в годы холодной войны в 1945-1990 годах эта страна оперировала только тремя доктринами: «массированное возмездие», «гибкое реагирование» и «гарантированное взаимное уничтожение». Однако по отношению к Ирану в период с 11 сентября 2001 до 2011 США реализовали целых 11 доктрин и стратегий. Другими словами, по отношению к такой сверхдержаве, как Советский союз, США меняли доктрину в среднем каждые 15 лет, а по отношению к Ирану – каждый год, хотя все они оказались неудачными. Перечислим в хронологическом порядке доктрины, применяемые Соединенными Штатами по отношению к Ирану: «Морковки и кнута» (2001-2002), «Хороший полицейский, плохой полицейский» (2003), «Механизм спускового курка» (2004), «Шок и трепет» (2005), «Стратегия цыпленка» (2005), «Стратегия лягушки» (2006), «Нью-йоркский грипп» (2007), «Стратегия постоянной парадигмы» (2008), «Ядовитая морковка» (2008), «Аякс-2» (2009) и «Медея» (2010). Подробности этих планов раскрывает материал «Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану» иранского автора Бехзада Каземи.

Одним из пунктов различных стратегий Запада в отношении Ирана является нагнетание напряженности в отношениях Исламской республики с ее ближайшим соседом – Азербайджаном. В марте нынешнего года бакинские СМИ сообщили,  что  в ближайшее время  по приглашению президента Ирана Махмуда Ахмадинежада  президент Азербайджана Ильхам Алиев может посетить Иран. Этот визит важен для двух сторон  по разным причинам.  Азербайджан разочарован Западом из-за нерешенности карабахского конфликта, активизацией  процесса турецко-армянского сближения,   тем, что  начинает трещать  его альянс с Турцией.  Но и на иранском направлении немало завалов. Тегеран не скрывает, что  его международная изоляция и различного рода санкции  под предлогом осуществления  ядерной программы  не только тормозят социально-экономическое развитие страны, но и  способствуют формированию   в регионе  альянса в составе Грузии, Азербайджана и Турции, созданию транспортно-энергетического коридора между Каспием и Восточной Европой в обход Ирана. Если стороны  действительно найдут точки соприкосновения  интересов,  политический  диалог между ними может серьезно повлиять на ход событий в регионе. Анализ этих возможностей – в материале «Удастся ли Алиеву вступить в союз с Ираном».

«Неужели Россия слепа в отношении защиты союзников Сирии и Ирана и, в конечном счете, ее собственных долгосрочных интересов?» – задает вопрос известный ирландский журналист и писатель Финиан Каннингем в статье «России нужно проснуться в вопросе о Сирии и Иране». По его мнению, «российские руководители сбиты с толку конфликтом, бушующим в Сирии, чувствуя правильно, с одной стороны, что западные державы и их турецкие и арабские заместители ведут войну малой интенсивности ради смены режима. А с другой стороны, Москва странным образом выглядит апатичной или безразличной в отношении преступных геополитических замыслов Запада. То же самое и в отношении Ирана, где Россия (и Китай) продолжает участвовать в несостоятельном процессе изоляции Исламской Республики посредством бутафорских переговоров стран "5+1" о его суверенных ядерных правах». По мнению автора, «Россия и Китай несут большую ответственность за мир на планете. Им нужно начать немедленно действовать в этом направлении, сформировав реалистичный оборонительный союз с Сирией и Ираном». Такой же позиции придерживается и редакция журнала «Современный Иран». А это значит, что впереди – новые выпуски журнала и новые острые материалы.

Современый Иран, №18